Выработка условных рефлексов, обучение животных и человека возможны благодаря способности нервной системы к запоминанию информации. Память — свойство нервной системы сохранять информацию, обуславливающее способность живых организмов к приобретению и использованию опыта. Виды и формы памяти. По длительности хранения информации память разделяют на сенсорную, краткосрочную и долгосрочную (долговременную). Сенсорная память (0.1-0.5 с) — один из первых этапов восприятия информации. Её наличие обеспечивает сохранение зрительного образа во время мигания, восприятия свой и чужой речи. Краткосрочная память позволяет удерживать информацию в течении определенного, довольно короткого промежутка времени (минуты — сутки). Для перехода информации в краткосрочную память необходимо её повторение. Долговременная память обеспечивает длительное хранение информации — в течении многих лет или даже жизни. По способу запоминания информации выделяют следующие формы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную. Эмоциональная память — это способность нервной системы воспроизводить пережитое ранее эмоциональное состояние с элементами вызвавшей его ситуации. Особенность человеческой памяти — в способности удержания не только информации о конкретных предметах, но и словесных обозначений. Человек может управлять свой памятью, произвольно запоминать какой-либо материал, используя для этого специальные приемы, выделяя наиболее существенные признаки запоминаемого. Такую память называют произвольной. В раннем возрасте запоминание чаще всего непроизвольное; в большинстве случаев оно осуществляется на неосознанном уровне. Феномен человеческой памяти является также внутренняя речь, т.е. Возможность мысленно вести разговор в словесной форме. Интересной особенностью памяти является забывание — невозможность извлечения информации в нужный момент. Забывание может происходить, если информация не была переведена в долгосрочную память. Иногда забывание может быть связано с невозможностью поиска информации в данный момент времени. Механизмы памяти. Нейрональные механизмы памяти до сих пор не известны. Очевидно, память обеспечивается активностью нейронов, замкнутых кольцевыми связями. Нервные импульсы постоянно циркулируют по кольцам нейронов, которые образуют между собой множество связей (синапсов). В запоминании информации задействованы многие образования мозга — таламус, ретикулярная формация, ядра серого вещества больших полушарий, кора. В последнее время из нейронов этих отделов выделены белки, названные белками памяти. Как именно они участвуют в запоминании информации, еще предстоит установить. А вообще память - это очень сложный процесс. А запоминание - очень важная составляющая памяти - ещё сложнее. Считается что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Следовательно в обучении и запоминании важное место занимает такое обучение, которое проходит через зрительный анализатор, вот тут то и появляются обучающие видеокурсы как средство изучения той или иной проблемы. Обучающие курсы тем эффективнее, чем больше в них информации изложено просто и по возможности с включением примеров. Вот и получается 80% зрение, 20% слух. Итог - познавание проблемы, изложенной в обучающем видеокурсе, приближается к 100%
|